Биографическая справка

31 августа накануне нового учебного года родился Василий Васильевич Давыдов (1930 – 1998). Об этом символическом совпадении писал его коллега и друг академик РАО В.П.Зинченко: создается такое впечатление, что уже на следующий день В.В.Давыдов пошел в школу. В школу, которой он отдал не только всю энергию своего творчества, но и жизненные силы. Ради школы, учителей и детей он поехал в сибирский город Когалым, где прервалась его жизнь...
Далеко не любой крупный психолог прославил себя тем, что совершил одно из самых выдающихся открытий XX столетия – вполне сопоставимое с успехами ядерной физики, космонавтики, генетики, компьютерных наук. В.В.Давыдов совершил такое открытие, проникнув в тайну генезиса современного типа человеческого мышления – мышления разумного, теоретического, без которого не смогла бы исторически сложиться развитая культура и цивилизация. Более того, он сделал свое открытие достоянием широкой практики образования, решительно изменив господствующий на протяжении трех столетий способ жизни детей и взрослых в стенах школы. Собственно, он вдохнул саму жизнь в эти стены.
Мысль писателя Уильяма Сомерсета Моэма, о том, что талант – это норма, не просто созвучна научным представлениям В.В.Давыдова. В ней – ключ к портрету самого ученого и его главного творения – уникальной системы развивающего образования, ставшей признанным общенациональным достоянием.
История научного творчества и практического подвижничества В.В.Давыдова может быть рассмотрена в логике движения от «развивающего обучения» (с которого он начинал в конце 1950-х гг. вместе со своим учителем Даниилом Борисовичем Элькониным) к «развивающему образованию». Это характеризует и порядок возникновения и формирования исследовательских приоритетов Василия Васильевича: идеальные действия (вторая половина 50-х – начало 60-х гг.), учебные действия, учебнаядеятельность, содержательное обобщение, теоретические понятия, теоретическое мышление (начало 60-х – первая половина 70-х), рефлексия, теоретическое сознание, учебная совместность (70-е – первая половина 80-х гг.), субъект деятельности, личность и ее креативный потенциал, прежде всего - воображение (80-е – 90-е гг.). Видимо, отчасти в соответствии с этим в семейство учебных предметов РО вливаются все новые дисциплины, последовательность в разработке которых было бы интересно проследить специально. Но факт таков: начиналось все с развивающего обучения математики и родному языку, а сегодня мы можем говорить о наличии в ряде школ РО полноценного художественно-эстетического образования по «системе Эльконина – Давыдова», внутри которой к тому же разработана дошкольная ступень и т.д.
Свободное мышление (впрочем, бывает ли другое?) выступало смыслообразующей ценностью как для самого В.В.Давыдова, так и для созданной им модели инновационной – и научной! - школы. Эта модель стала не просто произведением, но подлинным живым alter ego своего творца. И сегодня Василий Васильевич живет не столько в написанных им трудах, сколько в учителях, обучающих «по Давыдову», и детях, обучающихся по нему же. Первые по тем или иным причинам могут быть плохо знакомы с научными текстами Давыдова, а вторые, возможно, вообще не подозревают о его существовании. Но главное не в этом, а в обретенной ими свободе понимания сути вещей и друг друга.
И эта свобода дарована им одним из выдающихся ученых-гуманитариев XX столетия, счастье быть современником которого выпало нам.
ДАВЫДОВ Василий Васильевич – отечественный мыслитель, психолог и педагог. Доктор психологических наук, профессор, действительный член Российской академии образования, заслуженный деятель науки РФ. Создатель оригинальной концепции типов человеческого мышления, один из основоположников теории развивающего обучения, выдающийся продолжатель традиций культурно-исторического и деятельностного подходов к пониманию законов психической жизни, вставший в один ряд с родоначальниками и лидерами этих направлений - Л.С.Выготским, С.Л.Рубинштейном, А.Н.Леонтьевым, А.Р.Лурия, П.Я.Гальпериным, Д.Б.Элькониным, А.В.Запорожцем. психического развития человека, которая разрабатывалась им с широких философских и теоретико-психологических позиций. Вслед за Л.С.Выготским, он понимал воспитание и обучение как всеобщую форму, внутреннюю основу психического развития, движущей силой которого является развитие деятельности ребенка, осуществляемой в сотрудничестве со взрослым (педагогом) и другими детьми. Это понимание конкретизировано им в рамках анализа особенностей и способов формирования разумного, или теоретического мышления в процессе учебной деятельности школьников. Закономерности развития этой деятельности на протяжении школьного детства, ее содержание и строение получили в работах В.В.Давыдова и его научного коллектива разностороннее освещение.
В них было показано и доказано, что интеллектуальные возможности младших школьников, а позднее – и подростков много шире, чем считалось в традиционной возрастной и педагогической психологии и дидактике. Совместно с Д.Б.Элькониным В.В.Давыдов сформулировал принципы генетико-моделирующего эксперимента, направленного на целенаправленную реализацию этих возможностей в условиях специальным образом организованной поисково-преобразующей учебной деятельности (в противовес «обычному» рецептивному учению). Ее развертывание предполагает конструирование учебных предметов в логике восхождения мысли от абстрактного к конкретному. Эффектом такой деятельности является образование у учащихся содержательных абстракций и обобщений, формирование у них способности к анализу оснований собственных действий (рефлексии), становления теоретического мышления и теоретического сознания в целом.
В итоге В.В.Давыдовым и его сподвижниками была создана система развивающего обучения (образования) - РО, которая получила название «системы Эльконина – Давыдова». Они обогатили школу новыми образовательными программами (по математике, родному языку, литературе, естествознанию, изобразительному искусству и художественному труду, музыке и др.), обучающими технологиями, средствами диагностики психического развития детей в обучении. В настоящее время по системе РО работает около 4% российских учителей. Интерес к ней наблюдается также в ряде стран ближнего и дальнего зарубежья: в Латвии, Казахстане, Украине, Нидерландах, Франции, США, Вьетнаме и др. ее практикуют отдельные школы. Подготовленный В.В.Давыдовым и его сотрудниками пакет программно-методических материалов (программ, учебников, учебных пособий и др.) утвержден Министерством образования РФ. В целях широкой общественной поддержки и распространения разработок исследователей и практиков РО в 1994 г. В.В.Давыдовым была учреждена Ассоциация развивающего обучения, вскоре получившая статус международной. Следует отметить, что именно поиски коллектива В.В.Давыдова, его собственная организаторская энергия задали мощный импульс обновлению российского образования, которое развернулось на рубеже 1980-1990-х гг. в самых разных направлениях.
Наряду и в тесной связи с этим В.В.Давыдов осуществлял анализ категориальных основ психологии, прежде всего - общепсихологической теории деятельности. Категория деятельности в его работах рассматривалась в единстве с категориями идеального, сознания и личности. Их единство определяется, по В.В.Давыдову, во-первых, общественно-историческим происхождением этих феноменов человеческого бытия, во-вторых, - их творческой природой. Так, под личностью, следуя Э.В.Ильенкову, он понимал субъекта культуротворчества - производства новых форм и эталонов культуры, а ее фундаментальным критерием считал наличие у человека развитого продуктивного воображения, начала которого интенсивно закладываются уже в дошкольном возрасте. В этом контексте В.В.Давыдов исследовал проблемы соотношения коллективной и индивидуальной деятельности, субъекта деятельности, структуры деятельности. Он расширил и дополнил новым содержанием идею П.Я.Гальперина о поиске и опробовании возможных вариантов действования в неопределенной ситуации как специфической черте психики, связав ее с феноменом превращения сукцессивного в симультанное. Ряд работ В.В.Давыдова посвящен анализу истории, современного состояния и перспектив культурно-исторического и деятельностного подходов в психологии. Их будущее, по мнению В.В.Давыдова, - в разработке и освоении специалистами междисциплинарного стратегии проектирования различных форм и видов человеческой деятельности.
В.В.Давыдову принадлежит более 200 научных работ, в том числе книги: «Виды обобщения в обучении» (1972, 2000), «Учебная деятельность и моделирование» /в соавт./ (1981), «Проблемы развивающего обучения» (1986, 2004), «О понятии развивающего обучения» (1995), «Теория развивающего обучения» (1996), «Последние выступления» (1998), «Лекции по общей психологии» (2005).