В.В.Давыдов: приглашение к встречам

Небольшой фотоотчет о пленарном заседании Международного научного симпозиума "Научная школа В.В.Давыдова: проблемы теории и практики", которое состоялось в минувший четверг, 16 сентября в Психологическом институте РАО.

 

Василий Васильевич Давыдов вновь собрал вместе своих друзей и учеников. Всякий раз - это особый счастливый повод для нас, порой так нуждающихся друг в друге. Хотя вроде бы мы и рядом. Но с В.В. - это совсем другое дело...   

 

 

Люция Васильевна Берцфаи, жена Василия Васильевича и его ближайший друг-соратник, крупнейший современный психолог Владимир Петрович Зинченко.

 

 

 

 

Наверное, в психологии трудно найти человека, который дружил и сотрудничал с В.В. дольше и теснее, чем Владимир Петрович. Они встретились почти 60 лет назад, студентами отделения психологии философского факультета МГУ. И были неразлучны до конца жизни В.В.  Дружба с аспирантуры связывала Владимира Петровича и с моим отцом Товием Васильевичем Кудрявцевым. В.П.Зинченко и поныне - наш мэтр, в самом точном и лучшем смысле этого слова. 

 

 

Заседание проходило в Большой аудитории психологического института РАО. На переднем плане - мои друзья Женя Исаев и Боря Эльконин, за ними - замечательный детский психолог Людмила Филипповна Обухова и пловдивский ученик В.В. Веселин Василев, чуть дальше - ведущий историк психологии Антонина Николаевна Ждан. 

 

Так случилось, что в эти дни аудитория часто мелькала в кадрах сериала "Отдел" на канале "Культура". В том числе, в ней  в 70-е творилось немыслимое по тем временам "свободомыслие", о котором рассказывает сериал. Инициатором и активнейшим участником этого чудесного события в стенах Института был его директор Василий Васильевич Давыдов. К сожалению, этот факт (как и много другое) опустили создатели сериала.

 

Счастлив, что именно в этой аудитории почти 13 лет назад мне довелось защищать докторскую диссертацию. На защите присутствовал и мой Учитель В.В., который... вступил в полемику со своим учеником.  Для научной школы В.В.Давыдова - это нормальное явление. Как и дискуссия учеников с учителем по инициативе учеников  - нормальное явление для общеобразовательной школы, модель которой создали В.В.Давыдов и его коллектив. 

 

 

Виталий Рубцов, директор института, ученик В.В.Давыдова, главный организатор и ведущий симпозиума. 

 

 

Директор Центра социологии образования РАО Владимир Собкин не был прямым учеником В.В., но много работал и общался с ним с конца 1980-х гг. Их совместная работа началась в рамках Временного научно-исследовательском коллектива "Школа", который трудился над новой концепцией образования. Этот труд не вылился в создание новой школы. Его главный итог в другом: инновации утвердились в качестве "нормы жизни" отечественной системы образования, что казалось невозможным. Это побудило многих причастных  к делу образования стряхнуть с себя педагогические штампы и изыскивать возможности для движения вперед. Образец-ориентир такого движения задал В.В. Давыдов и его коллектив - ведь за ними стояли не революционные лозунги, а  колоссальный, к тому времени уже 40-летний инновационный опыт в сфере образования.

 

В своем докладе Володя Собкин сказал очень правильную вещь: В.В., столь же фундаментально серьезный, сколь и потрясающе остроумный, был порой склонен к "карнавализации" научной мысли - через это он также передавал опыт и традиции своей школы ученикам. По-моему, это присуще великим ученым. Достаточно вспомнить хотя бы легендарные семинары П.Л.Капицы в Институте физических проблем.

 

 

Наши зарубежные коллеги и друзья - Серена Веджетти (Италия) и Веселин Василев (Болгария). Благодаря титаническим усилиям профессора Веджетти титана Давыдова узнала и Земля Титанов.:)  

 

 

 

Директор Института инновационной деятельности в образовании РАО В.С.Лазарев и профессор МГУ Л.Ф.Обухова в своих докладах затронули тему противоречивого единства взглядов В.В. и его учителя П.Я.Гальперина. Когда в этой же аудитории в 1970 г. В.В. защищал свою докторскую диссертацию, Петр Яковлевич немного опоздал, а свободных мест уже не осталось (как, кстати, и в этот четверг, чем, конечно же, мы обязаны прежде всего В.В.). Признанный классик советской психологии, ученый с мировым именем спокойно присел на ступенечки амфитеатра... 

 

 

Борис Эльконин: "Теоретическое мышление телесно. Ему присуща "плотскость". Мышление как процесс построения общих способов действия с предметами организует плоть". 

 

 

 

 

  

 

Основной тезис, который я развивал в своем докладе, звучал примерно так. Теоретическое мышление, понимание сути вещей начинается с понимания сути человека, благодаря которому вещи по-особому вступают в существенные отношения друг с другом. Понимание человека - первый акт теоретизирования о мире, открывающий саму возможность проникновения в природу вещей. Учить мышлению - значит, учить прежде всего этому пониманию,  не форсируя погружения в вещи сами по себе. 

 

 

Галина Цукерман - одна из самых продуктивных последовательниц В.В. и его второго учителя Д.Б.Эльконина. Как жаль, что Галя не выступала в тот день! Зато заинтересовавашийся сможет прочитать ее великолепную статью "Развивающее обучение: генетико-моделирующий эксперимент" в № 4 журнала "Вопросы психологии" за этот год, в разделе, посвященном юбилею В.В.Давыдова. Не пропустите там и мой опус - тем более, что ходить за ним далеко не надо: он выложен у меня на сайте, в № 3 (2010) Интернет-журнала "Развивающее образование".;)   

 

 

В контакте со своим учеником Юрием Громыко, ныне директором НИИ инновационных стратегий развития общего образования Департамента образования г. Москвы, и Виталием Рубцовым В.В. начал внедрение идей развивающего обучения в столичном образовании. 

 

 

Выйдем во дворик старого доброго Психологического института на Моховой. Напротив разбили очень милое скульптурно-березово-лавочное нечто...

 

 

 

Завтра Василий Васильевич созывает нас на новую двухдневную встречу - в РГГУ. Желающим присоединиться будем рады! :)